Наследство

Рыночная оценка недвижимости для наследства

Написано в manager

Принятие наследственной доли невозможно без предоставления документа о стоимости всех объектов, включенных в ее объем. Оценку может провести как государственный орган, так и независимый субъект, имеющий лицензию на осуществление указанной деятельности.

Понятие

Оценка имущества для наследства – это процедура, необходимая при любом пути наследования (как по завещанию, так и по закону), которая проводится с целью исчисления нотариального тарифа, уплачиваемого наследниками при принятии причитающейся доли.

Расчет нотариального тарифа может проводиться исходя из:

  • рыночной стоимости наследуемого объекта;
  • кадастровой (инвентаризационной) стоимости доли.

Цель проведения оценки – формирование документа, являющегося обязательным для нотариуса и без которого невозможно получение итогового документа по делу – свидетельства о праве на наследство.

Особенности категории:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

+7 (499) 110-43-85 (Москва)

+7 (812) 317-60-09 (Санкт-Петербург)

8 (800) 222-69-48 (Регионы)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

1. нотариус не вправе настаивать на предоставлении документа, выполненного на основе кадастровой или рыночной стоимости объекта (наследник самостоятельно выбирает способ оценки);
2. оценка не может быть проведена посредством личных суждений наследников;
3. акт об оценке, по дате составления, должен соответствовать факту смерти наследодателя;
4. организация, проводящая оценочную деятельность должна иметь действующую лицензию (в противном случае акт будет признан недействительным);
5. акт об оценке должен соответствовать установленным требования и содержать данные о (ст. 11 ФЗ № 135):

  • об организации, проводящей оценочную деятельность;
  • об обратившемся наследнике;
  • перечне имущества, в отношении которого была проведена оценка;
  • дате составления документа.

6. акт об оценке предоставляется даже в том случае, если призванное к наследованию лицо освобождено от уплаты госпошлины.

Законодательство

Когда необходимо делать

По общему правилу, оценку имущества необходимо проводить:

  • при принятии наследственной массы;
  • при перераспределении наследственных долей;
  • при возникновении спора по вопросу наследственной доли и рассмотрению его с участием органа правосудия.

Существуют исключения, когда по договоренности между наследниками о стоимости наследства, представленного из простых вещей, не несущих большой ценности, свидетельство может быть выдано нотариусом без соответствующего акта независимой оценки (на основе другого официального документа, отражающего стоимость объекта).

Однако, провести процедуру оценки даже минимального наследственного имущества, целесообразно:

  • если в наследственном деле фигурирует большое количество наследников;
  • если наследственная масса представлена из множества объектов;
  • наследуемое имущество представлено в виде сложного комплекса.

Оценка необходима в отношении следующих объектов наследственной массы:

  • жилые, нежилые площади;
  • авто-, мототранспортные средства;
  • оборудование и механизмы;
  • оружие;
  • ценные бумаги;
  • интеллектуальная собственность (в том числе и результаты ее деятельности);
  • имущественные права, бизнес (его доля).

Видео: детально

Куда обращаться

  • Кадастровая палата;
  • БТИ (кроме земельных участков);
  • регистрационная палата (земельные участки);
  • территориальное подразделение Росреестра;
  • судебно-экспертные учреждения, действующие при органах юстиции (только в отношении транспортных средств);
  • независимые бюро оценщиков (проводят оценку любого имущества, в том числе бизнеса, авторского права).

Алгоритм проведения оценки в отношении наследства:

  1. констатация смерти наследодателя;
  2. обращение в день открытия наследства (смертинаследодателя) с заявлением на предмет оценки в уполномоченное учреждение или организацию (ознакомление с наличием лицензии);
  3. предоставление необходимых документов;
  4. ознакомление и подписание договора на возмездное оказание услуг;
  5. принятие документов и осуществление оценки (в рамках 5 рабочих дней);
  6. оплата услуги;
  7. возврат документов, выдача акта выполненных работ и отчета о независимой оценке;
  8. передача отчета в нотариальную контору;
  9. получение свидетельства о наследстве.

Оценка стоимости

Существует свой порядок проведения стоимостной оценки.

Дата

Законодателем установлены особые требования касательно даты проведения оценки. Она должна быть проведена на дату открытия наследственного дела, что позволит судить об актуальности процедуры и отраженным в ней данным, исключить инфляционные и другие экономические факторы.

Главные цели

Оценка наследственной массы позволяет удовлетворить следующие цели процедуры наследования:

  • точное определение стоимости наследственной массы;
  • верный расчет государственной пошлины;
  • правильный выдел части (доли) наследства.

Какие существуют виды

В зависимости от вида субъекта, выполняющего оценку:

  • оценка, выполненная государственными учреждениями;
  • оценка, выполненная независимыми экспертными оценщиками или бюро.

В зависимости от вида оценки:

  • рыночная;
  • кадастровая (инвентаризационная).

В зависимости от объекта, подлежащего оценке:

  • оценка движимого имущества;
  • недвижимого имущества;
  • имущественного права.

По способу оформления запроса на отражение сведений:

  • через интернет (может быть оформлена только через официальные порталы государственных уполномоченных учреждений, которые формируют данные по запросу с помощью базы данных);
  • при личном присутствии (независимые оценщики).

По месту проведения оценки:

1. выездная (если наследственное имущество невозможно объективно оценить на основе представленной документации об объекте);
2. без выезда (на основе таких документов, как:

  • договор аренды;
  • кадастровый план;
  • выписка, подтверждающая право собственности;
  • договор, подтверждающий право пожизненного пользования.

Пакет документов

  1. паспорт заявителя;
  2. правоустанавливающие документы на объект, подлежащий оценке;
  3. технический паспорт, кадастровый план или другой документ, позволяющий определить границы объекта, его физические и эксплуатационные свойства;
  4. выписка, указывающая на наличие или отсутствие обременений;
  5. справка об отсутствии задолженности (для недвижимых объектов);
  6. договор о паевых обязательствах или участии в долевом строительстве;
  7. акт о выделе участка в личное владение или бессрочное пользование);
  8. справка, подтверждающая отсутствие налоговой задолженности;
  9. выписка из реестра акционеров;
  10. договор на оформление банковского счета, сберегательная книжка;
  11. завещание (с указанием размера наследуемого имущества или перечня предметов наследственной массы);

    Образец можно посмотреть тут.

  12. документ об оплате услуг оценщиков;
  13. договор возмездного оказания услуг.

Если наследником выступает юридическое лицо, то в числе вышеперечисленных документов, к пакету прилагаются все реквизиты организации, присвоенные ей при регистрации.

Оформление результатов работы

Результаты оценщика всегда оформляются в виде акта, в котором содержатся (ст. 10 ФЗ № 135):

1. информация об объекте:

  • площадь;
  • этажность;
  • район;
  • инфраструктурная развитость;
  • технические характеристики.

2. данные о среднеарифметических ценах на аналогичный объект, рассматриваемые в рамках одного территориального подразделения, населенного пункта;
3. сведения об используемых методах оценки (как правило, сравнительный);
4. алгоритм расчета стоимости;
5. выводы и результаты;
6. печати и подписи лиц, проводивших оценку.

Рыночная или инвентаризационная

Рыночная стоимость объекта представляет собой показатель цены, составленный на основе анализа не только его эксплуатационных и технических характеристик, но и с учетом условий конкуренции, экономических особенностей рынка на конкретный период.

  1. Рыночная стоимость является наиболее объективной и, как правило, ее показатель цены выше, чем при инвентаризационной. В отношении движимых объектов, не подлежащих регистрации и постановке на учет применима только рыночная оценка.
  2. Инвентаризационная (кадастровая) оценка стоимости проводится только в отношении недвижимых объектов наследия. Ею занимаются специалисты, уполномоченные на то в соответствии с ФЗ № 135.

Оценка проводится не реже 1 раза в 5-летний период и отражает показатель, полученный при применении обобщенных методов расчета, не учитывая частные признаки объекта или некоторые экономические особенности (ст. 24.11 ФЗ № 135).

Информация о инвентаризационной (кадастровой) стоимости отражена в технической документации объекта.

Получить сведения о ней можно посредством электронного портала Росреестра, либо путем подачи заявления в указанный территориальный орган при личном присутствии.

Стоимость оценки имущества при вступлении в наследство

Стоимость оценки зависит от конкретного вида имущества, составляющего наследственную массу.

  1. Так, оценка квартиры для наследства или другого недвижимого имущества обойдется прядка 5000 рублей.
  2. Стоимость услуги по оценке движимых вещей, подлежащих регистрации, составит от 2000 тысяч, движимых, не подлежащих регистрации (мебель, техника) – от 200 рублей за единицу.
  3. При проведении услуги на условиях срочности оформления акта оценки, ее стоимость будет выше на 10%.

Налог и другие расходы

После получения акта об оценке наследственной доли, нотариусом будет рассчитан налог (нотариальный тариф), взимаемый за проводимые им регистрационные мероприятия по наследственному делу и выдачу свидетельства на наследство.

Размер налога будет зависеть от показателей стоимости доли и близости родственных уз с покойным наследодателем и составит (ст. 333.24 НК РФ):

  • 0,3% от стоимости наследуемой доли (не более 100 тыс. рублей) – для близких родственников (1, 2 порядка: супруг, отпрыски, сестры, братья, родители волеизъявителя);
  • 0,6% от стоимости наследуемой доли (не более 1 млн. рублей) –для остальных наследников.

Помимо указанных, ведение наследственного дела может повлечь и ряд других расходов, среди которых:

  • привлечение юрисконсульта к оформлению и сбору документов (эту функцию может выполнить и нотариальная контора, ведущая дело) – от 3000 рублей;
  • осуществление интересов наследника посредством представителя – от 1000 рублей;
  • расходы, связанные с подачей искового заявления при пропуске срока вступления в наследство, оспаривании размеров причитающейся доли или притязаний других наследников – от 400 до 60000 рублей (ст. 333.19 НК РФ);
  • получение выписок, справок – от 100 рублей за документ.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

About the author

manager

Оставить комментарий